МБОУ "СОКШ №4"
г.Нефтеюганск ХМАО-Югра
  • Акция "У друзей нет выходных"

    С 1 по 30 ноября 2023 года Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 проводит акцию «У друзей нет выходных» с целью привлечения внимания общества к проблеме общения в детской и подростковой среде, а также информирования жителей округа о деятельности Детского телефона доверия в ХМАО – Югре.

    01-30 ноября
    Акция "У друзей нет выходных".

    Детская дружба или отношения ребёнка со сверстниками

    Настоящую дружбу нельзя проповедовать,

    ей учатся в действии. Антуан де Сент-Экзюпери

    В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами во дворе и так далее. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

    В чём причины этого? Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех детях, которые испытывают трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости? И если справляться с детскими проблемами, которые возникают в семейном кругу, родителям ещё как-то получается, то правильно отреагировать на переживания ребёнка, например, из-за отсутствия товарищей на улице или в школе, иногда не выходит.

    В практике работы психолога достаточно часто встречаются обращения по поводу отношений со сверстниками. 

    На консультацию обратилась мама с девятилетней дочкой. Девочка говорила о том, что чувствует себя несчастной, все время грустит и слишком ярко реагирует на все, что с ней происходит в жизни. Девочка рассказала, что переживает потому, что никак не может найти себе друзей. Она хотела найти такого друга, который общался бы с ней, играл бы в такие игры, которые она хочет, и ни с кем больше не дружил. На такие отношения желающих было мало. Подруги находились, но они не желали полностью посвящать себя девочке. В ходе консультации девочка увидела свои ошибки в общении с детьми, поняла, что в дружбе важно слышать другого и уважать его интересы.

    Действительно, проблема взаимоотношений в детской и подростковой среде достаточно актуальна - это трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей, конфликты с друзьями, переживания по поводу отношений с одноклассниками и учебным коллективом.

    Причинами подобных ситуаций ребенка могут быть самыми  разнообразными: излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения ребенка из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни коголибо из членов семьи, усталости родителей после напряженного дня, нежелания нарушать порядок в доме и так далее.

    Друзей выбирают

    Для того чтобы создавать конструктивные дружеские отношения, где каждый полностью проявляет себя, ребенок должен обладать рядом психологических характеристик, которые он приобретает в течение жизни. Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Важно в отношениях уместно проявлять и принимать агрессию, потому как даже в дружеских отношениях с ней приходится сталкиваться неизбежно. Именно вданных отношениях ребенок учится полноценному общению на равных, делиться чем-то ценным, получать и принимать заботу о себе, оставаться уверенным в себе и многое другое, что невозможно, например, в детскородительских отношениях.

    Больше - не всегда лучше

    Хорошо, когда ребенок окружен большим числом приятелей. Но что касается понастоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать. Даже очень общительному ребенку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

    В каждом возрасте у детей разное количество друзей.До двух-трех лет дети наблюдают друг за другом, но сами редко начинают играть вместе, если их не вовлечет в игру взрослый. Эти первые игровые моменты дружбой назвать еще нельзя.Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3-6-м году жизни. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно это ребята из группы детского сада или одноклассники. И поэтому на вопрос «Кто твой друг?» ребенок младшего возраста обычно выдает целый список имен.

    Позже круг друзей сужается - дети начинают выбирать, исходя из собственного вкуса и взаимных интересов. Причем своему кругу друзей ребята остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую, казалось бы, прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически или эмоционально развивается быстрее, чем другой. Например, один друг начинает встречаться с девушками, а другой довольно инфантилен и ни физически, ни эмоционально к этому не готов. Также прерывание дружеских отношений, например, в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребёнком болезненно вплоть до переживания чувства настоящей потери, горя. Правда, до того момента, пока он не найдёт новых друзей. В этот период подросток максимально подвержен влиянию группы и её ценностей, он панически боится утратить популярность среди сверстников. Поэтому для поддержания дружбы и девочкам, и мальчикам необходимы модные молодёжные атрибуты, например, современные гаджеты или стильная одежда.Престижно иметь даже не сами вещи, а возможность участия наравне с другими в общих мероприятиях и обсуждениях.

    Проблема «со мной не хотят дружить»

    Признаки, которые могут говорить о том, что у вашего ребенка возникли трудности в общении со сверстниками:

    • жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
    • с неохотой идёт или радуется любой возможности не пойти в детский сад, основную или дополнительную школу;
    • ничего не рассказывает об одноклассниках и приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;
    • не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;
    • целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и пр.).

    Ребенок не может обойтись без друзей, но его общение с ними без помощи взрослых часто оказывается малоуспешным. Поэтому именно вы, родители можете помочь ему справиться с трудной ситуацией, поддержать. Ребенок впитывает опыт построения отношений с материнским молоком, книжками которые ему читают, мультфильмами,  которые он смотрит, в детском саду, песочнице, общаясь с братьями и сестрами, берет на заметку взаимоотношения родителей. Как можно больше создавайте для ребенка ситуаций общения с другими людьми, пусть он приобретает этот опыт с самых ранних лет жизни, тогда постепенно, он научится строить хорошие дружеские отношения. Не пытайтесь подтолкнуть ребенка к общению с подходящими друзьями, может быть, тот с кем он сейчас дружит, играет для него невосполнимую роль. Пусть ваш сын или дочь приобретут собственный опыт, совершат свои ошибки.

    Зачастую родителям не хватает терпения подождать, пока ребенок самостоятельно справится с возникшими сложностями, или же, со стороны взрослых происходитобесценивание способностей своего сына или дочери. Поэтому, главная задача родителя - выстроить доверительные отношения, чтобы ребенок в любой момент мог поговорить с ним даже о самом неприятном опыте общения.

    Если же в общении у ребенка возникают серьезные проблемы, можно получить профессиональную и квалифицированную помощь, обратившись к специалистам Детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Служба работает анонимно, круглосуточно и бесплатно. КонсультантыДетского телефона доверия принимают звонки не только от детей и подростков, но и от взрослых.

    Детскую дружбу называют репетицией взрослых отношений. Часто именно друзья детства остаются самыми родными людьми и во взрослой жизни, а полученные в детстве радость и трепетность дружбы становятся важными маячками все дальнейшие годы. Поэтому так важно помочь своему ребенку научиться строить связи, дружить и сохранять дружбу! Разобравшись в причинах неудач и скорректировав отношения, которые создают проблемы, можно многое изменить в жизни!

    Старцева Виктория,

    психолог БУ «Нефтеюганский комплексный центр

    социального обслуживания населения»

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie